Фотоочерки

Дмитрий Шпиленок: как снимался фильм "Огненный лис"

Фото: Дмитрий Шпиленок. Из интервью Ольге Ладыгиной (РГО); Марии Гребенниковой(MediaS7)
"Мы снимали его все три года, но поначалу даже не рассматривали «на главную роль». Кому захочется полтора часа смотреть на лиса, который все время от чего-нибудь убегает, даже от собственных детей? Идеи все время сменялись — мы писали огромное количество сценариев, которые потом никуда не приводили, потому что реальность оказывалась совсем другой. Это было тяжело психологически, потому что ничего не получалось. Если бы мы делали научно-популярный фильм, нам бы хватило интересных кадров. В таком жанре есть ряд распространенных штампов, следуя которым можно сделать успешную ленту. Но мы не хотели экранизировать учебник по биологии".
"К последнему году съемок Ветер заметно изменился. Он перестал прятаться по кустам от собственных детей, начал вести себя куда более ответственно и мало-помалу завоевал авторитет в семье. Сцена, где маленький лис прогнал от норы большого медведя — чистая правда. Эти кадры были засняты в полночь на фотоловушку, мы увидели их позже, когда проверяли записи. Поначалу не поверили своим глазам. Этот момент в нашем фильме стал одним из ключевых".
"Камера, установленная у норы, позволила нам снять, как медведь пытается ее разрыть. Вторая была рядом с нишей, которую для игр выкопали лисята, с ее помощью мы сняли лису в норе. Куда именно лучше устанавливать камеры, выяснили методом проб и ошибок — первые попытки оказались неэффективными. Мы анализировали получившиеся кадры и переставляли фотоловушки на новое место. С опытом, на второй-третий год у нас стало получаться успешно выбирать точки для съёмок".
"Когда снимаешь диких животных, самое главное, быть максимально неподвижным, слиться для них с окружающей природой, дать привыкнуть к своему присутствию. Камеры работали по несколько часов кряду. Бывали обидные ситуации, когда мы уже собрались уходить, убрали технику, и тут произошло какое-то любопытное событие, которое уже не снять — момент упущен. Все происходит очень стремительно, буквально в несколько секунд".
"Сразу оговорюсь, что медведи не представляют слишком серьезную угрозу для лис. Они действительно в определенный период раскапывают норы, но, если речь идет о вековой норе, это не опасно. В ней множество выходов и отнорков, которые позволяют животным спастись. Другое дело — так называемые дневки, небольшие норы с одним-двумя выходами, где лиса «останавливается» в тот период, когда уводит выводок от родового гнезда, чтобы обучить охоте. От такой норы она не может уйти, поскольку не бросит детенышей, а заскочив внутрь, оказывается в ловушке. Только в этом случае у медведя есть шанс добыть лису".
"Наша история сложилась удивительным образом, потому что главный герой — очень трусливый лис. Я ранее рассказывал про смелого отца семейства, встреченного нами на берегу Тихого океана. Его спутница тоже ничего не боялась. Нам удалось увидеть восхитительное, красивое ухаживание. Он ей добычу приносил, кормил, заботился, отгонял хищников… Но когда мы приехали на продолжение съемок, оказалось, что эта харизматичная пара погибла. Вместо того смелого самца в объективе камеры был совсем другой лис — трусливый, всеми забытый, молодой. Мы назвали его Ветер. И вот он начал ухаживать за Лавой, нашей героиней, и она явно доминировала, а он боялся в то время всего! Медведей, нас — хотя мы снимали с огромного расстояния. Да что там, Ветер боялся даже собственных лисят! На второй год он стал себя понемногу проявлять. А на третий трансформировался в короля тундры! И нам удалось это запечатлеть. Это хорошая история о том, как перешагнуть через свои глубинные страхи и обрести уверенность".
"Мы задумали весьма амбициозный проект. Если бы мы снимали научно-популярный фильм, нам бы хватило и полугода: приехали, сняли сливки и разные планы, чтобы между собой клеилось, уехали. В этой истории мы рассказали бы про лис, сравнили бы две семьи, и, может, был бы даже фестивальный успех. Мы ставили другую задачу: одна семья, интересная история, семейный фильм, непридуманное приключение, чтобы была драматургия".
На второй год — как на равных. А на третий стали ими восхищаться! Они такие разные, у них бывают перепады настроения, как у людей, бывают разные психотипы. Чем больше мы снимали, тем больше понимали, что мы так мало знаем про эту параллельную жизнь, которая совсем недалеко от нас. На третий год от нашей истории было уже другое ощущение — картинка, наконец, сложилась. Но это действительно было непросто — делать игровой фильм документальными инструментами. Актеров нет, есть только реальность, и ее надо превратить в блокбастер. Задача казалась непосильной…
Мы подразумевали десятки конфликтов, которые могут случиться. Начиная с хищников и заканчивая цунами. На Камчатке стихии, которым надо противостоять, очень сильные. Многие задумки претворились в жизнь и даже превзошли наши ожидания.